Перевод выпуская австралийского журнала AOPA PILOT за октябрь-ноябрь 2018 «Robinson R44 Raven II №1 не без причины
В 1992 году компания Robinson представила 4-х местный вертолет R44, а 10 лет спустя вертолет R44 Raven II, оснащенный более мощным инжекторным двигателем IO-540 производства компании Lycoming и 28-вольтовой электрической системой.
R44 каждый год, начиная с 1999 года, являлся самым продаваемым гражданским вертолетом на рынке. Он также является самым массово-производимым гражданским вертолетом в 21 веке (было продано около 6000 вертолетов). Его иногда называют «182-м из мира винтокрылых воздушных судов» (примечание переводчика: речь о Cessna 182 – одном из самых распространенных и массовых самолетов).
R44 — это однодвигательный поршневой вертолет с полужестким двухлопастным несущим винтом, двухлопастным рулевым винтом и полозковым шасси. Он имеет закрытую кабину с двумя расположенными друг за другом рядами сидений для пилота и трех пассажиров.
Raven II оснащен системой управления с гидроусилителями и регулируемыми педалями, а также более мощным, шестицилиндровым двигателем IO-540 мощностью в 245 лошадиных сил и более широкими лопастями несущего винта. Максимальный взлетный вес вертолета R44 составляет 2500 фунтов.
ПРИГЛАШЕНИЕ
Редактора АОПА ПИЛОТЫ АВСТРАЛИИ пригласили совершить полет на вертолете R44 с завода в Торрансе, Калифорния, во время нашего тура Reno в середине сентября 2018 года. Представитель филиала АОПА Австралия в Лос-Анджелесе Эндрю Лис должен был предоставить бонус по R44, но об этом позже.
ПРОГУЛКА
Для многих пилотов и не пилотов R44 — это образец вертолета. Как лидер производства, ставший также типовой конструкцией для целого семейства вертолетов, вертолет R44 невозможно не узнать.
Это малоизвестный факт, но навязчивой идеей Робинсона был контроль цены и веса вертолета. Фрэнк Робинсон, основатель компании, чья философия была продолжена его сыном Кёртом, говорил инженерам: «Вы вольны предлагать любые улучшения вертолета, но до тех пор, пока они не увеличивают его вес или стоимость», и так оно и было. Эта
основополагающая идея философии выдержала проверку временем и обеспечила компании широкий успех по сей день.
Наш прекрасный синий вертолет с золотыми полосами под регистрационным номером N944VB имел всего 4 часа налета на счетчике, возможно налётанные днем ранее нашим руководителем по производству и летчиком-испытателем Скоттом Вуламом, который работает в компании Робинсон уже 8 лет.
Окраска вертолета была идеальной и внутри стоял приятный запах новой кожаной обивки. В кабине был установлен новый ЖК-дисплей Garmin PFD/MFD GDU 700L Txi и общая Т-образная ручка управления циклическими шагом. Использование Т-образной ручки управления имеет смысл не только в связи с вышеупомянутой идей снижения веса вертолета, но имеет и практическую выгоду – садиться в вертолет и выбираться из него гораздо легче, нежели перелазить через ручку, расположенную между ног.
Если говорить о пространстве, то в R44, который, примерно, такого же размера, как и выглядит на фото, его достаточно как спереди, так и сзади.
Хорошей особенностью R44 является управление радиочастотами и легкое переключение между преднастроенными частотами с помощью переключателя, расположенного справа под рукой пилота на Т-образной ручке управления. Это очень важная и облегчающая полет функция в условиях, когда все конечности пилотов задействованы в управлении вертолетом. Надпись на ручке управления циклическим шагом информирует пилотов о том, что пилотирование R44 осуществляется только с правого сидения и толчки в ручку запрещены.
ПОЛЕТЕЛИ
Мы летали над городом на газотурбинном вертолете R66 во время нашего прошлого визита в этом году. Мы решили, что наш полет, который технически мы совершали весной, но фактически в практически летнюю погоду Лос-Анджелеса, будет начинаться в юго-восточном направлении к порту, а затем на восток вдоль побережья к Лагуне. Это позволит нам пролететь над всеми пляжами, отелями и дорогими домами, расположенными на скалах.
Редактор, который остановился в отеле Ramada Inn, расположенном менее, чем в пяти минутах ходьбы от аэропорта Торранса, прибыл рано, чтобы взять интервью у президента компании Robinson Кёрта Робинсона (смотрите отчет в данном издании). Интервью закончилось в районе 10:30 утра как раз к моменту, когда рассеялся ранний туман и низкие облака поднялись выше. Это обещал быть еще один отличный день в Лос-Анджелесе. Ничего удивительного, что столько американцев переезжают на запад, несмотря на страшные пробки на автострадах.
Автору предложили занять место пилота или студента, что было одинаково знакомо для него с учетом его опыта управления вертолетами в предыдущие месяцы.
Как и ожидалось от нового инжекторного шестицилиндрового двигателя, он запустился легко и быстро. Достижение необходимых параметров, требуемых для полета, не заняло много времени, и мы были готовы к взлету.
Одним из указателей на дисплее Garmin PFD, который сразу привлек внимание и был наиболее полезным в полете, был указатель скорости набора высоты и снижения в левой части экрана. Разработчики компании Robinson приложили немало усилий для того, чтобы внедрить дисплей Garmin в конструкцию вертолетов Robinson, и чтобы при этом он не напоминал строчный дисплей. Робинсон очень гордится этим. Во многих отношениях вариометр типичен для Робинсона в целом, и того, как они неустанно работают, зная, чего они хотят и что лучше для их клиентов, основываясь на том, что сами они являются пилотами и близки к своим клиентам через продолжительный сервис и свою дилерскую сеть.
Полоса 11 правая использовалась аэропортом КТОА (примечание переводчика: ИКАО для аэропорта Замперини), поэтому мы направились через поле для гольфа и «отчетный пункт» в сторону оживленного порта. После взлета Скот передал управление редактору, который, кроме посадки и фотографирования, пилотировал вертолет оставшуюся часть одночасового полета.
Мы пролетали над доками, и там было на что посмотреть: корабли, которые загружались и разгружались, приходили и уходили. Помимо этого, там можно было обнаружить круизные корабли, а также тысячи прогулочных кораблей и мостов — глазу было за что зацепиться.
Мы вскоре обнаружили себя и стали следовать за волнорезом, встречая, общаясь и избегая многих других воздушных судов, в основном вертолетов компании, которые совершали тестовые заводские полеты. Нам также встретилось несколько воздушных судов, летящих в противоположном направлении, в том числе один летящий очень быстро, поэтому аудио и видео предупреждение системы Garmin оказалось необычайно полезной функцией. Однажды опробовав данную функцию, пилоту будет тяжело летать без нее в воздушном пространстве с большим трафиком.
Мы держались низко большую часть пути, в районе 500-700 футов. Это огромное преимущество вертолетов. Это требует привыкания, если раньше Вам доводилось пилотировать только самолеты. Пилоты вертолетов чувствуют себя орлами и наслаждаются соответствующими видами.
Мы с восторгом смотрели на длинный, белый Тихий океан, распростёршийся напротив пляжей, спасательных вышек (со студентами в качестве спасателей), встречающихся каждые несколько сотен метров, домов ценой в миллионы долларов, и снова домов, особенно в виде больших блоков с газоном и пальмами в передней части дома. Многие дома располагались прямо на воде, как и отели, построенные на твердых скалах, а не песке, к счастью для их владельцев. Пляжи по большей части были общественными, на которые можно попасть прямо с дороги, но встречались и маленькие, интимные, доступ к которым можно было получить только из дома или на лодке. Встречалось также огромное количество потрясающих домов прямо на холмах, которые, как будто оглядывали Тихий океан.
Наиболее впечатляющие дома были «врублены» в скалы, а затем выступали в сторону моря, стоя на массивных стальных опорах и возвышаясь над ним. Это означало, что волны разбивались прямо под домом. Представьте себе звуки вокруг, когда Вы спите в таком месте.
Под нами простирался невероятно красивый океан. Он раскинулся до Австралии, волны были минимальными.
Редактор летел на R44, а показания давления жидкости были на уровне 20 дюймов (центр указателя, прямиком в самом начале желтой зоны индикатора). Это позволяло лететь на комфортной скорости в 100 узлов и чуть выше (около 180 км/ч) с боковым и встречным ветрами. Оставаясь на низкой высоте, мы избегали многих зон с контролируемым воздушным движением. Это еще одна замечательная особенность вертолетов – возможность летать на низкой высоте без каких-либо запретов.
Несмотря на боковой ветер, R44 оставался устойчивым и тихим, а управлять им было одно удовольствие. Возможность смотреть наружу (а не просто пялиться на приборы) — лучшее в управлении вертолетом, и лучшее в открывающихся из R44 видах. Небольших кусочков шерсти, расположенных прямо в центре лобового стекла, достаточно, чтобы устойчиво удерживать вертолет в процессе полета. Редактор был все еще далек от тех тест-пилотов, которые налетали свыше 10 000 часов на вертолете, что позволяет им ощущать даже малейший дисбаланс в поведении вертолета, благодаря чувствительности тела, позволяющей им ощущать даже самые легкие перегрузки.
Совершая полет на вертолете, оборудованном цифровой системой авиационных приборов, без необходимости думать об этом всем (что шло вразрез со всеми требованиями, предписывающими оставаться компетентными во всех чрезвычайных и критических ситуациях), легко понять, почему R44 так долго остается самым продаваемым и массовым вертолетом в мире. Он также доступен в конфигурации с потрясающим автопилотом и кондиционером, который делает его еще лучше. Дальность полета и скорость хороши, как и надежность, обслуживание и его привлекательность на рынке ресурсных вертолетов.
История успеха очень похожа на историю успеха автомобилей Toyota. Это началось при Фрэнке Робинсоне и продолжается при Кёрте Робинсоне. В вертолеты Robinson вложены тысячи инженерных и не только мыслей, забота, командная работа и внимание. Компания обладает стабильным и преданным рабочим составом, каждый член которого вносит вклад в качество продукции компании. Любой человек, который посетит завод, может видеть это на лицах и в доброжелательном отношении каждого, кто работает на заводе.
Вскоре, гораздо раньше, чем нам хотелось бы, нам пришлось поворачивать на северо-запад и направляться назад в Торранс, не забывая делать по пути фотографии для Facebook страницы АОПА Австралии. Редактор следил за ручкой шаг-газ, часто управляя правой частью органов управления в процессе полета. Было забавно (просто ради веселья) уводить вертолет то вправо, то влево, то опускаться, то снижаться.
Наш путь назад пролегал по знакомому маршруту мимо гавани и поля для гольфа, а в конце Скот совершил посадку путем авторотации. Есть причины, почему пилотам полезно использовать авторотацию. Это снижает уровень шума вертолета вблизи домов. Компания Robinson является ответственной и уважаемой местной компанией, и хотела бы таковой и оставаться.
ВТОРОЙ РАЗ
После полудня, после совершения тестового полета, член АОПА Австралии и владелец ресурса по продаже воздушных судов www.air.one, Эндрю Лис, любезно предложил редактору совершить полет на вертолете R44 с двумя друзьями Аусси к так называемому «Аэропорту в небе» на Острове Каталина, также известному как Авалон (KAVX), и отведать ланч.
Несмотря на немного грустную перспективу оказаться на заднем ряду пассажирских сидений, это было предложение, от которого было невозможно отказаться: шанс почувствовать, каково это летать на заднем ряду пассажирских сидений, а также возможность сделать большое количество отличных фотографий и видео. Это также стало бы своеобразным разведывательным полетом перед завтрашним тестовым полетом Icon A5 к Острову Каталина.
Нашим вертолетом был Robinson R44 ярко красного цвета, регистрационный номер N703JJ. Был произведен предполетный осмотр, а также произведена небольшая регулировка свечей зажигания, а на самом вертолете совсем недавно была закончена форма «каждые 100 часов эксплуатации». К нам присоединился давний резидент США, инструктор по безопасности компании Robinson, Аусси Мик Лейн, владелец летной школы LA Helicopter Training в Торрансе, которая специализируется на углубленном изучении техники полетов.
Так как нам предстояло летать над водой, мы прошли детальный брифинг и надели спасательные жилеты.
Мик, который был командиром воздушного судна, решил, что мы будем лететь к Острову на низкой высоте до самых скал под аэропортом. Причиной было желание избежать самолетов, которые в это время направлялись назад к материку. После мы бы «вынырнули» на уровень высоты аэропорта и приземлились. Эндрю, который управлял вертолетом, последовал данной инструкции, и мы благополучно добрались до места.
Мы зависли над парковкой, приземлись, а после отправились на ланч – популярные бургеры баффало — а также заглянули в сувенирный магазин футболок. Нам пришлось заплатить небольшую плату за посадку в башне UNICOM. Остров, который давно не видел дождей, под палящим солнцем Калифорнии был коричневым, словно пустыня.
После ланча, совершив полет на низкой высоте, по часовой стрелке облетев весь остров, который оказался на удивление большим, мы увидели Robinson R44 во всей своей красе. Полет был невероятным, и позволил нам разглядеть все небольшие скрытые бухточки и туристические тропы острова. Фотографии и видео, размещенные редактором, можно найти на странице Facebook АОПА Австралии. Они доступны к просмотру членам группы.
Завершали полет над островом мы, пролетая над красочным Авалоном, основным городом острова, своеобразной «туристической Меккой», в бухте которого стояло огромное количество лодок. За пределами гавани также стоял на якоре большой круизный корабль. Высоко на холме, как будто обозревая гавань и город, располагался дом бывшего владельца острова, Wrigley, известного по бренду жевательной резинки, который пожертвовал остров штату Калифорния.
На обратном пути мы испытали шок, увидев в оранжевых зарослях морских водорослей огромную акулу, которая размером превышала наш R44. Как оказалось, акулы преследовали мигрирующие вдоль побережья косяки рыб и китов, что облегчало им поиск пропитания. Мы решили, что если когда-нибудь нам придется добираться до Острова на лодке, и нам предложат поплавать по пути, мы вежливо откажемся от данного предложения. Нам удалось пролететь несколько раз над акулой на небольшой высоте и сделать несколько фотографий. Воистину только вертолет способен предоставить такую возможность.
ОБЩИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Общие впечатления от вертолета остались положительными: радость, а также понимание невероятной функциональности вертолета и его заточенности под нужные цели, подкрепленные годами успешной эксплуатации вертолетов Robinson. Добавьте к этому, особенно с новым дисплеем Garmin, автопилотом и кондиционером, долю высоких технологий, ставших частью вертолета, и Вы поймете, что это позволит R44 остаться самым продаваемым гражданским вертолетом на рынке еще долгие годы.
Ознакомиться с оригинальным текстом вы можете здесь