Вертолетам не хватает культуры безопасности полетов
Тема повышения безопасности вертолетных перевозок в России, к сожалению, не теряет актуальности. При этом в последние годы ситуация в этой области была стабильной. Как отмечал Межгосударственный авиационный комитет, если показатель аварийности на вертолетах в странах — членах МАК (где основным оператором является Россия) с 2014 по 2017 г. практически не изменился, то количество жертв происшествий за это время значительно снизилось — c 38 до 13.
Но первые месяцы этого года заметно ухудшили эту статистику — по меньшей мере в России. Как отмечают участники и эксперты отрасли, корень всех проблем заключается в низком уровне культуры безопасности полетов.
Сейчас в российской коммерческой авиации эксплуатируется всего 888 вертолетов. Это не очень много, если сравнить, например, с США, где эта цифра превышает 9000 машин. Но при этом Россия уверено входит в десятку крупнейших коммерческих эксплуатантов вертолетов – ее парк чуть меньше, чем во Франции, но больше, чем в Китае.
Основу российского коммерческого вертолетного парка составляет семейство средних машин Ми-8, включающее в себя модели Ми-8Т, Ми-8МТВ-1 и Ми-8АМТ. Всего на данный момент в коммерческой авиации страны эксплуатируется 731 воздушное судно этого семейства. В этой связи ситуация с уровнем безопасности эксплуатации вертолетов данного семейства позволяет делать выводы о состоянии безопасности вертолетной индустрии страны.
Согласно расчетам ГосНИИ ГА, самым безопасным вертолетом в мире продолжает оставаться первоначальная модификация Ми-8Т, запущенная в производство в 1960-х гг. Налет на смертельное ранение у нее порядка 300 тыс. ч, чего нельзя сказать о более новых модификациях — Ми-8МТВ-1 и Ми-8АМТ. Показатели безопасности этих машин остаются на более низком уровне: 130–200 тыс. ч, несмотря на то что за период с 1994 по 2013 г., они улучшились примерно в 1,5–2,0 раза.
По мнению начальника группы «Анализ условий эксплуатации ТОиР» ГосНИИ ГА Николая Осипова, отчасти это объясняется тем, что в отличие от классической версии Ми-8Т вертолеты Ми-8МТВ-1 и Ми-8АМТ в основном используются за рубежом, в том числе для перевозок в интересах ООН. Там российские вертолеты эксплуатируются преимущественно в африканских странах, в условиях высоких температур и высокогорья. Экипажи, не привыкшие к работе в таких условиях, нередко совершают ошибки, которые приводят к инцидентам и катастрофам. На сегодня в интересах ООН летает 20% парка вышеупомянутых модификаций, и на эти 20% приходится ровно половина всех происшествий с данными типами машин.
Согласно расчетам ГосНИИ ГА, Ми-8Т продолжает оставаться самым безопасным вертолетом в мире :: Леонид Фаерберг / Transport-Photo.com
Еще одной причиной отрицательной статистики Ми-8МТВ-1 и Ми-8АМТ Осипов назвал психологическую проблему при переходе на эти машины летчиков с Ми-8Т. Дело в том, что Ми-8МТВ-1 и Ми-8АМТ — значительно более тяговооруженные вертолеты, чем Ми-8Т. Летчики зачастую переоценивают летные характеристики этих модификаций, что и приводит к катастрофам. Все это можно объединить в один тезис, отражающий корень всех проблем безопасности вертолетных перевозок в России, — низкий уровень культуры безопасности.
Основной технической неполадкой на вертолетах семейства Ми-8 является срабатывание сигнализации пожара и сигнализации о стружке в масле. Пожары обычно возникают в трех местах: двигатель, главный редуктор и вспомогательная силовая установка (ВСУ). Стружка также может возникнуть в двигателе и главном редукторе, а на вертолетах Ми-8МТВ-1 и Ми-8АМТ — еще и в промежуточном и хвостовом редукторах.
Самым крупным оператором вертолетов семейства Ми-8 в России является авиакомпания "ЮТэйр". По статистике ГосНИИ ГА, в парке этого перевозчика находится примерно 11,5% от общего числа вертолетов Ми-8Т и 22,5% всех эксплуатируемых в России модификаций Ми-8МТВ-1(АМТ). За 2010–2016 гг. налет Ми-8Т в компании составил 336991 ч, что составляет 17,70% от налета всего парка. При этом произошло 62 инцидента по техническим причинам, что составляет 35,6% от инцидентов всего парка. Налет Ми-8МТВ-1(АМТ) составил 192488 ч, т. е. 34,78% от налета всего парка.
О низкой культуре безопасности полетов в России говорят и в компании Airbus Helicopters, чьи вертолеты занимают второе место по численности в коммерческой эксплуатации после отечественных машин. Сейчас в нашей стране летает порядка 45 ВС европейского производителя.
При этом Россия — один из мировых лидеров по происшествиям флота Airbus Helicopters. По данным производителя, подавляющее большинство аварий его вертолетов происходит не из-за технических неисправностей, а как раз из-за отсутствия культуры безопасности. Причиной почти 82% всех аварий стали нарушения процесса эксплуатации. Например, полеты в неблагоприятных условиях — с 2013 по 2017 г. в России с вертолетами Airbus Helicopters случилось 14 таких происшествий, из них 10 — в результате плохой осведомленности об окружающей среде.
С аналогичной проблемой европейский производитель столкнулся ранее в Бразилии, однако компании удалось исправить ситуацию, приняв меры по повышению культуры безопасности полетов. Для улучшения ситуации в этой области в России авиастроитель регулярно проводит семинары с привлечением пилотов-инструкторов из Франции.
На данный момент Airbus Helicopters Vostok провела 11 мероприятий в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени и других российских городах. В рамках семинаров проходят практические занятия, направленные на повышение культуры безопасности полетов: разбираются примеры катастроф, проводится работа по изучению инструментов предполетной оценки рисков и так далее. К участию в мероприятиях приглашаются представители компаний-эксплуатантов не только Airbus Helicopters, но и других вертолетов, а также представители Росавиации. По итогам мероприятия всем участникам выдается сертификат о прохождении курса Airbus.
Сейчас Airbus готовит вторую часть семинарских занятий. Как сообщил заместитель коммерческого директора российского представительства производителя — компании Airbus Helicopters Vostok Дмитрий Перепелкин, особый упор в новой программе будет сделан именно на практическую часть. Например, будет осуществляться подготовка пилотов к полетам в неблагоприятных погодных условиях.