Вертолетный рынок взрослеет

Парк вертолетов западного производства в России неуклонно растет — по состоянию на конец марта на отечественных просторах эксплуатировалось 133 машины. Из-за того что эти вертолеты либо зарегистрированы в Российской оборонно-спортивной технической организации (РОСТО), либо эксплуатируются как авиация общего назначения (АОН), либо переданы в управление коммерческим эксплуатантам, статистику по парку приходится собирать из разных источников. В работе над материалом были использованы экспертные оценки руководства компаний «Еврокоптер-Восток» (дочерняя структура европейской компании Eurocopter), «Авиамаркет» (официальный дилер компании Robinson и эксклюзивный представитель компании Bell в России), Gals (эксклюзивный представитель компании MD Helicopters в России и СНГ и дилер компании Eurocopter), а также компании «Руспромавиа», которая в свое время активно занималась ввозом вертолетов Gazelle в Россию. Каждый из участников рынка предоставил информацию о количестве судов тех типов, на продаже которых он непосредственно специализируется, — обобщенный результат приведен в таблице.
Опрос участников рынка показал, что рост парка происходит на фоне качественных изменений в структуре спроса и подходе владельцев к эксплуатации техники. В этих условиях производители и их представители стремятся зафиксировать свое положение на рынке, вкладывая средства в создание сервисных мощностей, центров по обучению технического и авиационного персонала, а также занимаясь сертификацией своего модельного ряда в соответствии с требованиями Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК).

Поршневые лидируют, газотурбинные нагоняют
Сегодня среди ввезенных в Россию вертолетов лидирует поршневая техника (всего 70 машин), тогда как более дорогих, и более мощных, вертолетов с газотурбинными двигателями на отечественных просторах эксплуатируется 63.
Применительно к российскому рынку уже можно говорить о господстве в нише вертолетов с поршневыми двигателями американской компании Robinson. Ее двухместные R22 и четырехместные R44 пользуются огромным спросом, что тем более примечательно, поскольку в России не пошли продажи конкурирующей техники (к примеру, вертолетов Exec 162F, которые частники ввозили как комплекты для самостоятельной сборки, а также трехместных Enstrom 280).
Сегодня в нашей стране эксплуатируются 67 вертолетов R44 и три R22. Основной покупатель машин этого класса — частные лица, увлеченные авиацией, и авиаклубы, активно использующие Robinson для обучения пилотов. Стоимость R44 в зависимости от комплектации (с учетом ввоза в Россию с уплатой пошлин и налогов) варьируется в пределах от 500 до 600 тыс. долл. За эти деньги покупатель получает машину с ресурсом в 2,2 тыс. ч до капитального ремонта двигателя, которого при налете примерно 100 ч в месяц (это потолок для налета частника, на большее просто не хватает времени) достаточно для 12 лет эксплуатации.
Крупнейшим поставщиком вертолетов Robinson в Россию является московская компания «Авиамаркет». По словам Михаила Юшкова, директора этой фирмы по маркетингу, на рынок компания вышла в 2003 г. и за прошедшие два с половиной года продала и поставила 39 единиц R44 и R22. Еще 19 бортов должны быть ввезены в Россию течение нынешнего года. Справедливости ради стоит отметить, что на сайте компании Robinson указаны еще два дилера — в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, а также сервисный центр вертолетов R44 в Казани. Как говорит г-н Юшков, до конца года парк Robinson в России превысит 100 единиц — эти прогнозы основаны на анализе собственных продаж компании и данных о работе конкурентов.
Несмотря на популярность вертолетов с поршневыми двигателями у частников, коммерческие эксплуатанты в России относятся к данному классу техники довольно сдержанно. Представители Robinson вот уже несколько лет пытаются доказать авиакомпаниям, что тот же R44 мог бы успешно заменить отечественные Ми-2, Ка-26 и Ми-8 в выполнении целого ряда задач, например в работах по обслуживанию нефтегазового комплекса. Убедительнее всего был бы прецедент коммерческой эксплуатации R44 — и, судя по всему, скоро он будет создан. В конце лета 2005 г. «Авиамаркет» поставил для башкирской компании «Уфимские авиалинии» первый R44. В парке этого эксплуатанта три Ка-26, так что у компании есть возможность сравнить эффективность работы на советских и западных поршневых машинах. Уже известно, что постепенно авиакомпания планирует наращивать парк вертолетов Robinson. «Легкие вертолеты Robinson для целого ряда задач авиакомпаний более эффективны, чем устаревшая советская техника. Однако отечественные машины хорошо знакомы эксплуатантам, они понимают, как поддерживать их летную годность, есть и подготовленный персонал. Очевидно, что многие перевозчики так и будут продолжать «залатывать дыры», пока вся техника не встанет. Тот, кто первым начинает переход на современные западные типы, проложит дорогу остальным, но зато и первым будет предоставлять услуги на зарубежной технике», — считает Михаил Юшков.

Читайте также  Сертификацию вертолета Bell-525 отложили до конца 2018 года

WildWeb

Top.Mail.Ru