Уверенность и терпение

Вертолет Ка-32 оказался своего рода уникальным летательным аппаратом — из почти 150 выпущенных гражданских машин различных модификаций за границей базируется свыше половины.
Эксплуатация российской техники за рубежом сопряжена как с вопросами сертификации, так и с трудностями послепродажной поддержки. И все же это не останавливает эксплуатантов Ка-32, которые считают, что преодоление подобных сложностей с лихвой компенсируется летными качествами вертолета, позволяющими вести успешный бизнес. Подтверждением служит налет вертолетов Ка-32 за рубежом, существенно превышающий аналогичные показатели в России.
В конце прошлого года под эгидой ОАО "Камов-Холдинг" в Москве состоялась первая международная конференция эксплуатантов Ка-32. Главному редактору АТО удалось пообщаться с некоторыми ее участниками.

Основные варианты применения Ка-32 за рубежом: заготовка леса, строительно-монтажные работы и пожаротушение. В канадской компании Vancouver Island Helicopters Logging (VIH Logging) работают три вертолета Ка-32А11ВС. Первые два были получены в 1997 г., третий — в 2000 г. В общей сложности фирма VIH Aviation Group, в которую входит VIH Logging, эксплуатирует 85 вертолетов, из них 14 тяжелых.
По словам менеджера проекта Ка-32 компании VIH Logging Дэвида Томпсона, первоначально эти вертолеты использовались на лесозаготовках, где показали свою высокую эффективность. Но сейчас данный сегмент рынка переживает спад, поэтому машины используются на других работах, типичных для тяжелых вертолетов, а также для гуманитарных операций в других странах.
"Наша компания искала вертолет с грузоподъемностью большей, чем у Sikorsky S-61, — рассказывает Дэвид Томпсон. — S-61 поднимает максимум 4540 кг, но это при неполной заправке. А 5000 кг для Ка-32 — реальный вес, с которым он может полноценно работать. Казалось бы, разница невелика, но благодаря ей Ка-32 вписывается в нишу между S-61 и S-64 с грузоподъемностью 9072 кг. Например, вес ряда систем кондиционирования, устанавливаемых на крышах домов, составляет около 5000 кг. Кроме того, мы работаем по контракту с нефтяниками, потому что только Ка-32 способен поднять буровую весом свыше 4500 кг, перевезти ее более чем на 100 км и вернуться назад без дозаправки. Это удобно, поскольку не требуется завозить туда топливо. Конечно, то же самое можно сделать еще и на S-64, но тогда стоимость будет в два раза выше".
Швейцарская компания Heliswiss использует два вертолета Ка-32А12 (один с 1990 г., второй с января 2005 г.) главным образом для проведения строительных работ в горах по монтажу линий электропередачи, подвесных горнолыжных подъемников и т. д. Кроме того, вертолеты используются для транспортировки и монтажа подъемных кранов.
"Нам нужен вертолет, способный совершать очень точные маневры, от этого зависят эффективность и безопасность работы, — рассказывает генеральный директор Heliswiss Люци Тишхаузер. — Для монтажа требуется буквально миллиметровая точность. Тут и проявляются преимущества вертолета соосной схемы, поскольку машина с рулевым винтом всегда капельку "подтанцовывает". У нас есть два AS332 Super Puma примерно с такой же грузоподъемностью, как у Ка-32, но для строительных работ они существенно более "нервные". Правда "Пумы" лучше подходят для некоторых работ в городах, они не столь шумные".
По словам г-на Тишхаузера, Швейцария сама по себе — слишком маленький рынок, поэтому в основном машины заняты в Италии, Австрии, Германии, Франции и Испании. Иногда, впрочем, находится работа и в других регионах — недавно одна из машин провела четыре месяца в Гонконге.
В Испании вертолеты Ка-32 в основном заняты тушением пожаров. Компания Helicopteros del Sureste (Helisureste) эксплуатирует четыре машины, две из которых были получены в 2004 г. и две — в 2005 г.
"В 1995 г. правительство Испании обратилось к нам для поиска вертолета с высокой грузоподъемностью для сброса воды на очаги возгорания, — говорит технический директор Helisureste Аурелио Мартинес Пиллет. — Мы исследовали рынок, сравнили вертолеты грузоподъемностью около 5 т производства компаний Bell, Eurocopter, Sikorsky и "Камов". Свой выбор остановили на Ка-32, сначала арендовали эти машины в Болгарии, потом купили их".
Одобрительные слова в адрес Ка-32 со стороны иностранных эксплуатантов — не просто дань вежливости. Характеристики вертолета подтверждаются его налетом.
"В хороший месяц мы налетываем столько, сколько вертолет в России за год, — говорит генеральный менеджер канадской VIH Logging Джим Нил. — На Тайване при строительстве плотины за месяц налетали около 3000 ч. Думаю, что на трех наших машинах — самый высокий в мире налет среди камовских вертолетов. По состоянию на конец 2005 г. один налетал свыше 12 000 ч, другой — 11 500 ч. Налет третьей машины, поступившей в 2000 г., превысил 8000 ч".
"В Heliswiss среднегодовой налет на каждом вертолете Ка-32 составляет 4500 ч, — рассказывает Люци Тишхаузер. — Пиковый сезон начинается в июле, и до конца октября, пока в горах нет снега, работы очень много. В январе и феврале загрузка очень низкая, затем начинается рост".

Читайте также  Глава Textron уходит в отставку

WildWeb

Top.Mail.Ru